Консультации по телефону: +7 (911) 920-63-40

 
   
 

ОСОБЕННОСТИ ОБКАТКИ TOHATSU M3.5

Купить подвесной мотор Tohatsu M3.5


Хотя процесс обкатки в принципе одинаков для двигателей любого производителя - вне зависимости от мощности и тактности, предлагаемый материал касается конкретного мотора - двухтактного Тохатсу M3.5-В2. И предназначен этот материал для тех, кто впервые занимается водномоторным делом - и зачастую находится в недоумении после прочтения руководства пользователя, где, естественно, прописаны лишь основные моменты процесса, а нюансы остаются за скобками. Думаем, и для новоявленных владельцев других брендов эти заметки будут полезны.

Итак, зачем вообще нужна обкатка? Основной ее смысл - в неспешной и размеренной приработке новехоньких деталей механизма - цилиндра, поршня, шестерен - друг к другу. И в дальнейшей смене масла в двигателе, содержащем после обкатки микростружку и прочие продукты приработки. Отметим, что при правильно выполненной обкатке и дальнейшей бережной эксплуатации мотора тот дольше и надежнее служит.

Где обкатку производить? Рекомендуется устанавливать мотор на лодку и делать это на воде, тогда моделируется полноценный процесс под реальной нагрузкой. Конечно, для такого малыша, как рассматриваемый мотор, в случае особой нужды это можно сделать и в бочке, но все равно только на начальном этапе обкатки - до подачи половины газа, далее - опять водоем. А вот с более мощными моторами такие трюки не приветствуются.

Ну-с, берем руководство пользователя (далее - РП) - и внимательно читаем. После установки нашего двухтактного мотора на транец и придания ему вертикального положения надо накормить бак бензиново-масляной смесью в особой пропорции - 25 частей бензина к одной масла. Заметим, что в дальнейшем, после обкатки, рабочая смесь будет беднее на масло - 50:1.

обкатка Tohatsu 3.5 л.с. - готовим обкаточную смесь из масла и бензина

Вопрос первый - какой брать бензин? Рекомендуется использовать неэтилированный бензин с минимальным октановым числом 87. Это значит, что нам подойдет 92-й. Но как говорят в лодочно-моторных сервисах, брать его лучше на проверенных АЗС, а на незнакомых - не поскупиться и на 95-й.

заправка Тохатсу 3.5 л.с. топливом

Так, теперь - сколько вешать в граммах? Для всего периода обкатки хватит 10-литровой канистры, лучше - новенькой, у которой пока еще герметичная пробка, гарантирующая, что из-под нее ароматная жидкость не попадет в багажник вашего авто. Почему 10? Простой расчет: расход топлива на полном газу - 1,7 л/час, обкатка будет проходить 5 часов - в соответствии с РП. Еще и на потом хватит, главное - в той канистре сразу не делать обкаточную смесь, но об этом - ниже.

А что с маслом для смеси? Производитель рекомендует только полусинтетическое для двухтактных двигателей марки TC-W3. Что ж, ему виднее - не будем перечить, здоровье мотора дороже. А что опять с граммами? 10 литров бензина - 0,4 л масла. Не знаем, как - кто, но мы видели в продаже лишь литровые флаконы - за глаза и за уши хватит.

Так-с, а в чем делать благородный коктейль? Существуют полезные пластиковые мерные сосуды (фото 1), такой был куплен в магазине, где продавались бензопилы и прочая техника, но, думаем, и в других местах можно найти. На этом полупрозрачном сосуде есть риски, отмечающие основной литр, а сверху - добавку для получения соотношения 50:1, 25:1 - полезная вещь. Емкость встроенного топливного бака нашего Tohatsu M 3.5В2 - 1,4 л. Хватает, к слову, на 30 - 40 минут хода. Что делаем? Берем чистую пластиковую 5-литровую сухую канистру, несколько повторяющихся операций на берегу - и на половину срока обкатки смесь у нас есть. Но что интересно, потом на воде пошел процесс обратного перелива (фото 2): заправлять бак удобнее из этого самого мерного сосуда - с гарантией не перельешь, да и на качающейся лодке это легче делать из небольшой легкой емкости (фото 3). И не заливайте смесь до самой горловины бака, не надо.

Дальше что? Закручиваем крышку топливного бака. Но до того делаем 2 - 3 оборота воздуховыпускного винта (фото 4). Почему до того? Проще это, а когда крышка завернута (фото 5), сия манипуляция делается с трудом и буквально со скрипом. Не худо обтереть мотор ветошью от неизбежных потеков топливной смеси - не знаем, может где и есть снайперы, но нам без потерь смеси не удавалось залить бак. А ведь смесь эта - горючая, особенно курильщикам надо иметь в виду.

Теперь - ближе к телу, как говаривал Мопассан. Смотрим на корпусе мотора сбоку, в каком положении стоит рычаг переключения передач. В нашем случае он должен быть на отметке Neutral - <Нейтраль> (фото 6). А ручку подачи топлива на том же боку, до этого закрытую (Close) - в положении Open - <Открыто>. И в таком положении она должна находиться секунд 15, а потом ее нужно опять закрыть (Close). Не перепутайте с ручкой дроссельной заслонки на фронтальной панели мотора, там те же надписи.

Теперь переходим во фронт. Ставим рычаг газа в положение Start ("Пуск"), это будет чуть повыше нарисованной черепахи (фото 7) - самого малого хода.

Берем могучей рукой ручку стартера - и нежно тянем шнур на себя до ощущения сцепления, а потом резко дергаем (фото 8). Скорее всего, спервоначалу дернем раза два - три - четыре - и мотор затарахтит, если все в порядке. Через десяток секунд - довольно скоро - открываем вновь кран подачи топлива сбоку. И переводим дроссельный рычаг на фронтальной панели вниз к отметке Open - <Открыто>, а дальше начинаем осторожно регулировать его положение, чтобы мотор не заглох. Спешим напомнить, что все эти операции делаются, когда редуктор мотора обязательно находится в воде - иначе это может привести к повреждению двигателя, а то и травме неосторожного водителя.

заправка Tohatsu M3.5 на воде

Если мотор заглохнет - эта ситуация для многих начинающих судоводителей нормальна - не суетитесь - проделайте полный цикл сначала, мотор-то еще не разогрелся как следует.

Но завелись, отрегулировали ровный ход. Теперь на этих малых оборотах прогреваем двигатель минуты 3 - 4. За это время смазочное масло проциркулирует по всему мотору. Эксплуатация без прогрева, как известно, укорачивает срок службы движка. И ничего, если появятся облачка дыма - при обкатке это нормально.

запуск двигателя Тохатсу M3.5

Да, и перед продолжением прогрева обязательно убедитесь, что охлаждающая вода вытекает из контрольного отверстия для слива охлаждающей воды (фото 9), иначе глушите обороты полностью - что-то не в порядке с охлаждающей системой, мотор может перегреться до аварии.

Как глушить? А проще всего блокиратором, про который, каемся, не успели рассказать. А ведь это жизненно важная вещь - в буквальном смысле. И он обязательно должен стоять на положенном ему месте (фото 10) с самого начала наших упражнений с мотором, а его пружинный конец соединен с запястьем судоводителя или его одеждой. И когда, не дай бог, неосторожный водитель налетит на какое-то подводное препятствие или самостоятельно сверзится за борт, мотор моментально остановится - и не повредит вращающимся винтом бедолагу.

Но у нас все в порядке, мы прогрелись. Пора и ходу дать. Но сперва мы сбрасываем обороты до минимальных - и переводим на боковой панели рычаг переключения передач из <Нейтрали> (Neutral) в положение <Вперед> (Forward). Мотор как бы взбрыкнет - почувствуется удар, это нормально - и мы пошли! Не жмите на газ - нам долго предстоит тащиться на малых оборотах, на то и обкатка. Все подвиги скорости - потом.

А пока - такой режим обкатки поэтапно.

1-й этап продолжительностью минут 10 хода - самые малые обороты: мы - на уровне "Черепаха" с постепенным переходом через риску Start, т.е. от 500 до 3 тысяч оборотов.

2-й этап - уже 3-часовой: мы где-то посередке между Start и "Зайцем", это 4 тысячи оборотов.

3-й этап, заключительный - до достижения пяти часов хода на воде, хоть РП и рекомендует полный ход, но благоразумные опытные люди не советуют превышать две трети оборотов - порезвиться можно и после обкатки, недолго ждать.

Вроде - все. Нет, еще надо закончить ход, остановиться. Опускаем рукоятку дроссельной заслонки в положение малой скорости, ставим рычаг переключения передач в положение Neutral - "Нейтраль". Если мотор работал на высоких оборотах, двигаемся на холостом ходу минуты две - три. Сдергиваем блокиратор. Все, приплыли. Теперь затягиваем винт воздухозаборника на крышке топливного бака, закрываем кран подачи топлива. Мотор можно снимать с транца.

И последнее. Процесс обкатки может быть и не непрерывным, не за день проведен. Главное тут - отметить на бумажке, чтоб потом не забыть, на каком этапе мы остановились - и продолжить с него.

Вот примерно так. Мы обкатали наш новенький мотор. Теперь - отработанное масло долой, новое и свежее - добро пожаловать. Конечно, это можно сделать и самому. Но новичкам лучше обратиться в соответствующий сервисный центр - и присмотреться, как и что делается в этом плане, поскольку при дальнейшем уходе за мотором все это обязательно пригодится.


Автор: Окуневский А., журнал "Спортивное рыболовство" №9 Сентябрь 2012


 
©2007 Мневка.ру, продажа лодок Мнев

Главная

Лодочные моторы

Прайс-лист

Статьи

Контакты

    ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru