Кальмар - новая разработка Курс

Эта крупная надувная мотолодка с жестким корпусом была спущена на воду в конце июня и в первый же выход получила боевое крещение - обслуживала международные соревнования по аквабайку в Петербурге.

Около года у конструктора и руководителя петербургской фирмы "Курс" Бориса Ершова ушло на разработку проекта, изготовление оснастки и постройку головного образца. Год, не считая предыдущих нескольких лет, в течение которых был накоплен немалый опыт по изготовлению комбинированных лодок: гидроцикла с надувными бортами, а также серии меньших по размерениям надувных мотолодок с жестким днищем типа "Краб". Большое значение имела и отработка обводов быстроходных и мореходных жестких лодок типа "Дельта". Так что создавался "Кальмар" не на ровном месте.

Лодки РИБ (RIB - rigid inflatable boat), т.е., по международной классификации, жесткие непотопляемые мотолодки с надувными бортами, к которым следует отнести и "Кальмар" - это наиболее динамично развивающийся во всем мире класс надувных моторных судов. Обладая всеми достоинствами жесткого корпуса, РИБы имеют перед традиционными жесткими лодками ряд неоспоримых преимуществ.

От жестких мотолодок они унаследовали сложные, но гидродинамически высокоэффективные обводы, применить которые при "мягком" днище невозможно. От старых добрых надувнушек они получили надувной многокамерный баллон по периметру. Именно это гарантирует полную непотопляемость лодки без затрат полезного внутреннего объема на воздушные ящики, укладку пенопласта и т.п. Это упрощает и обеспечение остойчивости: при крене входит в воду объем, находящийся далеко от ДП, благодаря чему плечо восстанавливающего момента оказывается максимально возможным.

Благодаря относительно низкому мягкому борту РИБы незаменимы как спасательные суда, особенно в полосе морского прибоя - как удобные, безопасные и остойчивые суда для аквалангистов, а также как обслуживающие суда для любых соревнований и праздников на воде. Обладая повышенной мореходностью и проходимостью по мелководью РИБы хорошо зарекомендовали себя как патрульные катера для несения таможенной и рыбнадзорной службы в любую погоду, для оказания помощи в чрезвычайных обстоятельствах.

Не меньшей популярностью, чем у профессионалов, РИБы пользуются и у любителей, в первую очередь - у рыбаков. В полной безопасности можно ловить рыбу практически "на уровне воды" даже в открытом море. Такой лодке с самоотливным кокпитом не опасно заливание и забрызгивание, у нее меньше парусность. Это - непотопляемая, просторная и остойчивая платформа.

И еще одна особенность РИБов все больше привлекает к ним внимание любителей и спортсменов. Это скоростные, а вместе с тем максимально безопасные, а главное - относительно доступные по цене суда. Они заметно дешевле сравнимых по размерениям жестких катеров (идет меньше дорогого пластика), легче их, но допускают установку столь же мощных моторов.

Столь демократичный характер РИБов привлекает к ним все больше сторонников. Например, в Англии уже с 1990 г. проводятся соревнования надувных лодок с жестким днищем, объединенных в ассоциацию BIBOA. Она активно сотрудничает с Королевским яхт-клубом и насчитывает уже несколько сотен членов, открыта для всех желающих и из других стран. В гоночных классах "Формулы-I-II-III" могут принимать участие опытные спортсмены, а в "клубных классах" - полные "чайники". Надувной класс давно признан и UIM, где есть свои асы, например, тот же Фабио Баззи. Словом, РИБы уже прочно завоевали свое место под солнцем за рубежом, и отрадно, что эта тенденция все ярче проявляется и у наших судостроителей. Например, уже выпускаются подобные лодки фирмами "Мнёв и К" и "Стрингер", созданные такими известными конструкторами, как В.Вейнберг, С.Федорко, Н.Мнёв.

"Кальмар" - это наиболее крупная из отечественных надувных лодок с жестким днищем, первая лодка "7-метрового" класса. Учитывая, что конструктор предусмотрел возможность установки на ней, по желанию заказчика, как подвесного мотора, так и стационарного двигателя, работающего на угловую колонку (или на водомет), эту мотолодку можно с полным основанием назвать катером.

Выбор обводов делался с расчетом на обеспечение максимальной мореходности, высокой скорости и хорошей приемистости катера. Комбинированные обводы сочетают в себе килеватый корпус (18-21° на транце) с тримаранными обводами. Незначительного объема бортовые спонсоны обрываются (для лучшей поворотливости) на кормовой трети длины. Стоит еще упомянуть, что они, входя в воду при малых углах крена, играют и немаловажную роль в обеспечении остойчивости до начала "работы" баллона. На стеклопластиковом днище отформованы по две пары продольных реданов.

Можно подчеркнуть, что в обводах днища узнаются мотивы хорошо зарекомендовавшей себя на волне предыдущей скоростной модели Ершова - мотолодки "Дельта". Здесь эти обводы как бы растянуты на большую длину корпуса.

Пробный выход в Финский залив на двухметровую волну приятно удивил даже самого автора проекта. Катер очень мягко идет по волне, удачно подобранное распределение килеватости по длине разгружает корпус от резких ударов, он мягко захватывает волну, вписываясь в нее, как лыжник в гору приземления. Нет ощущения, что корпус "ломает" волну. Кстати, он выклеен полностью из импортных материалов от фирмы "Альтаир". Другой отличительной особенностью "Кальмара" является легкий, практически без ярко выраженного горба сопротивления и дифферента на корму, выход на глиссирование.

Обводы корпуса допускают установку двигателей в очень широком диапазоне мощности. Во время первых испытаний был установлен еще не полностью обкатанный 150-сильный "Johnson" с окрашенным 19-дюймовым скоростным винтом. При 5000 об/мин (макс. - 5500 об/мин по паспорту) была зарегистрирована скорость около 80 км/ч. По мнению конструктора, потенциальные скоростные возможности катера со стальным полированным винтом на полных оборотах могут составить 85 км/ч.

Наиболее экономичным режимом можно назвать скорость около 45 км/ч при 3000 об/мин. При 2200 об/мин катер еще глиссирует. На "Кальмар" можно установить двигатель и существенно меньшей мощности - например, 60 л.с.; ожидаемая при этом скорость при нагрузке шесть-семь человек - 50 км/ч.

Вообще про пассажировместимость разговор особый. При собственном весе лодки на момент испытаний около 550 кг "Кальмар" в свой первый выход принял на борт всех желающих - 18 человек. При 13 пассажирах на борту двигатель развивал 4400 об/мин. Такие "народные" катания подсказали конструктору решение по замене конструкции самоотливных шпигатов: когда большинство гостей собирается в корме, вода через них начинает поступать на дно кокпита и в корпус, поэтому в серии здесь будут поставлены невозвратные лепестковые клапаны.

Надувной "воротник"-баллон "Кальмара" состоит из пяти отсеков и выклеен фирмой "Мнёв и К" из современного ПВХ-материала. Конструкция узла соединения жесткого корпуса с мягким бортом по желанию заказчика может иметь один из трех вариантов: на винтах-саморезах (съемный), при помощи ликпаза (легкосъемный) и клееный (стационарный).

чертежи лодки Кальмар Мнев

Надо сказать, что вообще заказчику дается "максимальная свобода". Он может, например, выбрать модификацию с рубкой-убежищем, где размещаются четыре спальных места. Это может быть рабочий вариант с откидывающейся носовой аппарелью, но уже с центральным расположением пульта управления без рубки. Заказчику предоставлен выбор типа двигателя и состава оборудования (газовой плиты, отопления, биотуалета, холодильника, аудиосистемы и т.д. и т.п.).

Стоимость "Кальмара" еще точно не определена, но можно сказать, что при стоимости первого образца 15 тыс. долл., при заказе серии хотя бы в 10 единиц реальная цена серийного катера может снизиться до 10 тыс. долл.

Модель лодки

Кальмар

Длина габаритная, м

7.1

Ширина габаритная, м

2.8

Высота борта, м

1.1

Диаметр баллона, м

0.54

Килеватость днища

21 град.

Вес без ПМ, кг

680

Грузоподъемность, кг

1200

Мощность ПМ, л.с

90-250

Скорость (с ПМ 150 л.с.)

70 км/ч

тест лодки rib кальмар

Отрадно, что с первых минут жизни нового судна оно уже могло служить своей основной цели - помогать в проведении крупных соревнований.

Опыт его использования, конечно, будет расширен в следующем проекте - акции журнала при сопровождении безостановочного перехода из Петербурга в Хельсинки на парусной доске нашего ведущего гонщика-фанбордиста Михаила Ершова. К этому времени "Кальмар" должен приобрести законченный вид, так как при проведении первых испытаний "на мерной миле "КиЯ", о чем говорится ниже, на нем еще не было закончено оборудование - не было банок в кокпите, рундучков, шкафчиков, откидного жесткого носового трапа, нового жесткого тента мостика. По мнению конструктора, катер с таким мощным мотором, конечно, нуждается в гидроусилителе руля, но все это тянет "лишнюю копейку".

Редакция намерена еще раз вернуться к этому интересному и выделяющемуся даже на фоне зарубежных моделей судну.

А.Артем, Журнал "Катера и Яхты" №169, 2004 год

 
©2007 Мневка.ру, продажа лодок Мнев

Главная

Каталог лодок

Лодочные моторы

Прайс-лист

Статьи

Контакты

    ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru