лодка Кондор 480

ЛАДНО СКРОЕН, КРЕПКО СШИТ

В лагере участников II международного марафона "24 часа Санкт-Петербурга" ("White Night Endurance" по календарю UIM) нам не раз приходилось отвечать на один и тот же вопрос: что за причина побудила команду "КиЯ" пересесть на лодку "младшего" класса? Напомним, что в прошлом году мы не без успеха - третье место - выступили на "Мустанге-540" с 1.5-литровым 90-сильным "Меркури". "Кондор", на котором мы остановили свой выбор в нынешнем году, и размерами поменьше, и движок у него соответственно не такой мощный - всего 50 "лошадок": А кроме того, появилась эта лодка только в нынешнем сезоне, и охарактеризовать новинку, в рекордные сроки запущенную в серию компанией "Мнев и К", толком мало кто брался. Как показали результаты гонок, выбор оказался верным: у журнала первое место в классе PR-1000 (читайте стр.76). Однако вопросы остались, и теперь мы постараемся на них ответить.

Cделовой точки зрения ответ на основной вопрос таков: участие "КиЯ" в экстремальном марафоне преследует не только чисто спортивные цели. Подобные соревнования, проверяющие на прочность и людей, и технику - это уникальная возможность за относительно короткий срок, всего за сутки, провести не только ознакомительные, но и самые настоящие ресурсные испытания, причем в таких условиях, какие не снились никакому испытательному полигону. И как бы ни хотелось нам вновь пришпорить мощного "Мустанга", работа есть работа. Но существует еще и эмоциональная сторона дела. Есть вещи, на которые "кладешь глаз", даже толком не проверив их в деле - нечто вроде любви с первого взгляда. Форма, как выражаются философы, здесь такова, что интуитивно веришь в соответствующее содержание. Так вышло и у нас с "Кондором". Не скроем: даже отдельные представители команды "КиЯ", заслышав о перемене класса, обиженно кривили губы. Но только до тех пор, покаим не удавалось увидеть лодку хотя бы на фото. Короче говоря, не устоял никто. Оставалось лишь проверить - не подвела ли нас всех интуиция? Действительно ли форма соответствует содержанию?

ФОРМА

Встречают, как говорится, по одежке. С точки зрения внешности "Кондор" способен произвести впечатление даже на полных дилетантов. Впервые мы увидели первый образец лодки на Большой Невке, когда проводили очередные редакционные испытания. В качестве базы мы в тот раз использовали стоянку "Франкарди" на Каменном острове, которая за очень короткий срок успела превратиться в самый настоящий клуб, где собираются и очень искушенные люди, и новички, успевшие проникнуться водномоторной идеей. Лодка, которую мы в тот момент испытывали, была на время забыта, и все присутствующие "якобы случайно" оказались на плавучем причале, к которому подошел первый экземпляр "Кондора". Общее мнение оказалось единодушным: действительно, очень красивая, "крепко сбитая" лодка! Ничего лишнего, никаких "наворотов", служащих для пускания пыли в глаза, однако притягивает взгляд, будто магнитом - настолько цельный и законченный у нее облик.

Первая ассоциация: эдакий спортивный автомобильчик на воде. Кормовой кокпит - некий аналог салона-кокпита в родстере, рассчитанного только на водителя и пассажира (а скорей - пассажирку). РИБ обычно ассоциируется с "рабочей лошадкой", дело которой - возить объемистые грузы. Оборудование таких лодок, как правило, всецело подчинено функциональности, а условия обитания - более чем спартанские. В то время как оригинальная планировка "Кондора" (ничего подобного мы на РИБах пока не видели) наводит скорее на мысли о "лодке для водителя", о скоростных забавах на воде, нежели о скучных хозяйственных надобностях. Правда, функциональность тоже не забыта: там,где у автомобиляродстера капот, на "Кондоре" - достаточно вместительный носовой кокпит с двухместным сиденьем (оно же "сухой" рундук, равно как и кормовой "диван"). Небольшой рундучок расположен и в носу. Вкупе с массивной носовой наделкой он образует пару широких степенек, заметно облегчающих посадку в лодку и выход на берег. Кстати, в упомянутой пластиковой наделке по-автомобильному установлены две мощные фары-галогенки.

"Автомобильные" параллели вызывает и практически бесшумный четырехтакт ник на транце, звук которого способен "подогреть кровь" разве что на максимальных оборотах.

Место для 50-литрового бензобака, на наш взгляд, выбрано очень удачно - и с точ ки зрения центровки, и экономии пространства. Установлен он у передней переборки кормового кокпита под рулевой панелью, практически на миделе. А вот целесообразность оригинального расположения заливной горловины - непосредственно на панели, прямо под Л-образным поручнем - поначалу вызвала у нас некоторые сомнения. Однако эксперимент с канистрой и воронкой показал, что поручень не только не мешает, но и дает дополнительную опору при заправке, например, в качку.

А вот что действительно не понравилось, так это способ крепления аккумулятора. Согласны, что необходимость его замены возникает редко, но на гонках нам пришлось этим заняться. Чтобы в тесноте кормового рундука отвернуть с длинных шпилек две гайки, крепящие прижимную пластину, по-настоящему нужен ключ с трещоткой, а действовать приходится практически наощупь. Короче говоря, на том пит-стопе мы потеряли наибольшее количество кругов.

На вид "Кондор" явно компактней лодки Мустанг 540, поэтому нас сразу удивило, что на кормовом сиденье вполне можно устроиться втроем (на "Мустанге", помимо двух взрослых, удавалось втиснуть только маленького ребенка). Причина проста: в плане лодка дельтовидная, и на транце шире "Мустанга" на 15 см.

Кстати, первое рабочее название "Кондора" - "Дельта". Как пояснили конструкторы лодки Сергей Федорко и Александр Смекалов (авторы уже испытанного нами "Мустанга"), подобная форма корпуса в плане преследует не только чисто конструкторские, но и технологические цели: на базе одной и той же матрицы можно создавать лодки различной длины, которые практически не будут различаться по ходовым характеристикам - в отличие от большинства прочих попыток создания на основе базовой модели "удлиненных" и "укороченных" версий. Из тех же соображений применены и обводы "моногедрон" с двумя парами нешироких продольных реданов, где 16-градусная килеватость сохраняется неизменной по всей длине корпуса. Дельтовидность присуща и боковому силуэту "Кондора" - к носу диаметр надувного баллона заметно сужается. Внешне это придает лодке более стремительный вид, хотя налицо и чисто практические преимущества, например, умень шение аэродинамического сопротивления или улучшение обзора по курсу.

Завершая раздел "Форма", остаетсялишь выразить мнение, солидарны с которым не только испытатели "КиЯ": единственно, чего не хватает для придания облику "Кондора" окончательной завершенности - это невысокого ветрового стекла, которое продолжало бы плавные линии переборки и было снабжено отгибом верхней кромки, направляющим поток воздуха вверх. Дело не только в эстетике: пока что водитель и пассажиры "Кондора" открыты всем ветрам, и без очков на быстром ходу не обойтись.

Можно, конечно, упомянуть и всякие "сервисные" мелочи вроде отсутствия контрольных приборов на части лодок, а также мягких подушек хотя бы в кормовом кокпите (перед гонками, учитывая прошлогодний опыт, мы сами оборудовали хотя и малоэстетичное, но очень практичное "мягкое место"). Кое-кто наверняка не отказался бы и от тента. Специалисты "Мнев и К" пояснили, что все подобные штучки планируется сделать опциональными, приобретаемыми отдельно.

гоночная rib лодка Кондор

СОДЕРЖАНИЕ

Кульминацией наших испытаний явился, естественно, 24-часовой марафон вокруг Петропавловки, однако походить на "Кондоре" в различных условиях (и по Невской дельте, и по Финскому заливу) нам удалось и до соревнований.

Еще при первом выходе у Каменного острова мы убедились, что спортивный имидж "Кондора" вполне соответствует действительности - хотя бы по скоростным показателям. С четырьмя седоками на борту и 40-сильной четырехтактной "Ямахой" на транце лодка уверенно разогналась до 65 км/ч. Установленный в тот момент винт даже для такой нагрузки оказался слишком легким, и, чтобы мотор не перекручивал, полный газ не давали.

Для участия в гонке на наш "Кондор" был установлена 50-сильная четырехтактная "Ямаха" с 16-дюймовым стальным винтом "Солас" модели "Сатурн" - именно эту модель рекомендовали нам специалисты фирмы "Техномарин", как наиболее скоростную. Укомплектованный таким образом "Кондор" с одним водителем при отпущенном триммере выдавал на тихой воде более 80 км/ч! Надо сказать, что пригодность четырехтактника для гонок поначалу вызывала у нас некоторые сомнения, тем более что рабочий объем "пятидесятки" и правила класса не позволили нам воспользоваться предусмотренной Положением о соревнованиях 20-процентной "форой". Однако полученные результаты сразу вселили определенные надежды, которые впоследствии и оправдались.

Выход на глиссирование - очень легкий, без запредельного кормового дифферента, нередко свойственного относительно небольшим скоростным лодкам. И вообще приемистость оказалась на высоте -при резком прибавлении газа после сброса, что нередко бывает на гонках, наша "Ямаха" ни разу не "захлебнулась", хотя четырехтактники обычно этим грешат.

Устойчивость на курсе великолепная, никаких подруливаний не требуется ни при движении по прямой, ни в повороте, даже когда идешь "на пятке". Хотя на волне и продольных кильватерных следах лучше "занутряться", поджимая ногу мотора к транцу - в таком режиме лодка хоть и слегка притормаживает, но держит дорогу идеально.

Единственно, от крошечной спортивной "баранки" интуитивно ждешь более острых реакций - передаточное отношение рулевой машинки показалось нам слишком большим, требующим перекладок штурвала на значительные углы, нередко с перехватом рук. Но есть и плюс: крутить руль очень легко. Понравилось, что при выходе из поворота на полном газу руль не "закусывает", как это нередко случается.

тестирование rib лодки Мнев Кондор

Но главная сказка - это сами повороты. Здесь можно вытворять буквально все, что душе угодно! Лодка вселяет такое чувство надежности и уверенности в себе, которое граничит скорее со вседозволенностью.

В прошлом году на "Мустанге" мы проходили первый 90-градусный поворот за Кронверкским мостом двумя способами: либо "облизывая" буй под сброс газа, либо на полном ходу по широкой дуге. "Кондор"позволил нам эти способы объединить и воспользоваться преимуществами обоих.

Обычно сразу из-под моста мы целились на буй, приплясывающий на поднятых соперниками волнах, метрах в пятидесяти от него слегка опускали нос лодки в воду кнопкойтриммера и еще метра за три до буя (чтобы пройти к нему впритирку) резко выворачивали руль влево. Газ- "на полной дыре". "Кондор" послушно выставлялся боком, слегка накренившись внутрь, и проскальзывал в обозначенные буями "ворота" в заносе, словно заднеприводной автомобиль. Кстати, специально для любителей терминологии: именовать упомянутый "занос" более привычным для мореплавателей словом "дрейф", учитывая скорости, просто язык не поворачивается.

Что самое удивительное: даже двигаясь в заносе или боковом скольжении, достаточно килеватый "Кондор" упорно сохра няет умеренный внутренний крен, не выказывая ни малейшего желания выпрямиться или качнуться наружу. Даже прыжок с волны, когда несешься наполовину вперед, наполовину боком, ему нипочем! Главная проблема - удержаться насиденье. Поскольку все повороты на трассе - левые, пилотов в лагере можно было легко опознать по небольшой хромоте на правую ногу. Специальное гоночное кресло с боковой поддержкой у нас отсутствовало (чистота эксперимента - есть чистота эксперимента), и на виражах мы попеременно упирались в правый баллон то ступней, то коленкой...

При особо резкой перекладке руля винт может хватануть воздуху, на что мотор отзывается обиженным ревом. Не беда - нос лодки уже нацелен в нужном направлении, так что, не трогая ручку газа, быстрым движением возвращаем штурвал обратно. Визг перекрученного мотора стихает, и "Кондор" из-под самого знака выстреливает вперед, словно из пушки.

Конечно, в обыденной жизни так мало кто ездит. Если отставить в сторону эмоции, понятные лишь отдельным любителям, не можем не констатировать, что подобное поведение "Кондора" и напрямую, и косвенно свидетельствует о его безопасности. Лодка более чем скоростная, а за рулем может оказаться и новичок, со страху крутанувший руль не в ту сторону...

Гонки вокруг Петропавловки - прекрасный случай оценить мореходность лодки. На трассе "Кондор" показал себя более чем достойно, но, на наш взгляд, куда более серьезным испытанием явился, как ни странно, парад участников марафона по запертым в гранит рекам и каналам Северной Венеции. Хотите верьте, хотите нет: разведенные двумя десятками РИБов кильватерные волны после отражения от стенок набережных и наложения друг на друга образовали как минимум двухметровые валы. Представляем, как проклинали нашу процессию непривычные к штормам официанты плавучих ресторанчиков, которым пришлось на время забыть об общепите и переква лифицироваться в матросов! Наш "Кондор" спокойно держался в хвосте каравана - в самом эпицентре стоячих водяных холмов, разведенных более крупными собратьями. Даже в опасной близости от гранитных стен можно было слегка похулиганить - например, прыгнуть с какого-нибудь особо крутого "девятого вала", который, казалось, вот-вот накроет тебя с головой (хотя расположившемуся в носовом кокпите знаменосцу приходилось при этом несладко).

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
мотолодки "Кондор-480"

Длина наибольшая

4.80 м

Ширина наибольшая

2.14 м

Вес лодки в сборе

210 кг

Килеватость на транце

16 град

Максимальная мощность двигателя

50 л.с.

Рекомендуемая мощность двигателя

30-40 л.с.

Грузоподъемность

800 кг

Пассажировместимость

4-5 чел

Разрешенная высота волны

0.5 м

Характеристики надувного борта

Диаметр баллона в корме

0.5 м

Диаметр баллона в носу

0.4 м

Вес

25 кг

Материал

ПВХ, 1100 г/м2

Количество отсеков

5

На Финском заливе в свежий ветер, когда только начинает раздувать, тоже особая волна - короткая и с "барашками". "Кондор" и здесь проявил свое стремление не топтаться на месте: стоит при движении против волны сбросить газ до водоизмещающего режима (10-15 км/ч), как в кокпит летят брызги, словно подстегивая водителя опять прибавить газку. Не до полного, конечно: при движении против "короткой" волны высотой около метра самый комфортный вариант - идти на минимальной скорости глиссирования, которая составляет 28-32 км/ч. Брызги при этом улетают далеко назад, трясет не очень сильно, особенно в кормовом водительском кокпите. А если подпрыгнул в воздух - значит, проворонил волну высотой около 1.5 м, от которой стоит вовремя прикрыться переводом лодки в переходный режим.

Девиз этой лодки - "вперед и только вперед", однако без заднего хода все равно не обойтись. На "Кондоре" двигаться задним ходом следует "шепотом" - конфигурация выносного транца такова, что он, словно плуг, поднимает перед собой волну, которая может плюхнуть прямо на сиденье. Кокпит, естественно, самоотливной, но вытаскивать пробку шпигата, как и на "Мустанге", можно только на ходу. Честно говоря, вместо обычной пробки, которую еще надо умудриться вставить на место, хотелось бы видеть клапан, который после использования запирается автоматически.

Кондор 480 - тест драйв

И, наконец, ресурсная часть испытаний - собственно тест на выносливость в экстремальных условиях, во многом ради которого "КиЯ" уже второй раз вписывается в суточные гонки (напомним, что в английском варианте названия соревнований присутствует слово "endurance", что по-нашему и означает "выносливость").

Начнем с главного: "Кондор" проехался по дистанции гонок безо всяких последствий. Как поется в известной песне, "каким ты был, таким ты и остался". Да и чего удивляться - когда простукиваешь кулаком стеклопластиковое днище "Кондора", установленного на кильблоках, звук такой, словно корпус монолитный. Изготовлен он методом "честной" выклейки из стеклоткани, а не скоростным способом напыления рубленого стекловолокна. Толщина обшивки днища составляет 6 мм, а в районе киля, наиболее опасном в случае столкновения с подводным препятствием - 12 мм. В общем, учитывая особенности наших акваторий, изобилующих камнями и мелями, запас прочности более чем достаточный.

Не подвел и приклеенный к корпусу надувной баллон - внимательный осмотр не выявил ни единого отслоения, хотя во время прыжков с волны и последующих "приводнений" на относительно низко расположенный баллон приходились столь же серьезные нагрузки, как и на жесткий корпус. Единственно, слегка разболтались места крепления релингов в носовой наделке, хотя ответственность за это следует возложить на чересчур рьяную деятельность группы поддержки на пит-стопах, а не на невскую волну (на последующих серийных "Кондорах" места крепления релингов к пластику стали снабжать амортизирующими резиновыми вставками).

ВЫВОДЫ

Основной вывод напрашивается сам собой: "Кондор" действительно иллюстрирует собой единство формы и содержания - имидж лодки полностью соответствует ее реальному поведению и потребительским качествам. На наш взгляд, разработчики модели угодили "в самый цвет" - прежде всего, с размерами и мощностью. "Кондор" способен на все то же, что и его более крупные собратья, требуя при этом куда меньше сил и затрат: более компактную и легкую лодку проще транспортировать и хранить, а лодочный мотор умеренной мощности, да еще четырехтактный, позволяет заметно сэкономить на бензине. Тому же крупному и тяжелому "Мустангу" "Кондор" уступает разве что во вместимости и грузоподъемности. Основное назначение новинки, как нам представляется - скоростные прогулки и вообще всякие развлечения на воде, вроде буксировки воднолыжника, надувных саней и т.д. Хотя и тем же рыболовам он наверняка приглянется: высокая скорость позволит освоить удаленные от базы рыбные места, а "рабочего места" для экипажа из двух человек более чем достаточно. Благодаря низкому надувному борту статическая остойчивость у килеватой лодки великолепная, так что забрасывать спиннинг стоя можно без проблем. Кстати, довелось нам увидеть и вариант "Кондора" для троллингового лова. Вот уж никогда бы не подумали, что относительно небольшую лодочку можно "упаковать" по полной программе! Стаканы для удилищ здесь вмонтированы непосредственно в переднюю переборку кормового кокпита, установлены лебедки для "корабликов" и заглубители. На борту - полный комплект навигационных приборов: два эхолота ("впередсмоторящий" и обычный) и приемник GPS с чарт-плоттером. Впечатляет силовая установка: подвесных моторов здесь три - 50-сильная четырехтактная "Ямаха", 3.5-сильная "Ямаха-Мальта" и электрический "Эвинруд". Аккумуляторов, естественно, два. К моменту подготовки номера в печать оборудование лодки еще не было завершено. Об испытаниях этого минитраулера, которые планируется провести на Белом море, мы обязательно расскажем в одном из следующих номеров.

Журнал 'Катера и Яхты' №177
Гоночная команда "КиЯ"

 
©2007 Мневка.ру, продажа лодок Мнев

Главная

Каталог лодок

Лодочные моторы

Прайс-лист

Статьи

Контакты

    ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru