"БУРЕВЕСТНИК В 530Н": СКОРОСТЬ И ВЫНОСЛИВОСТЬ

Испытания этого РИБа, производимого петербургской компанией "Мобиле Груп" совместно с фирмой "Мнев и К", мы проводили в ходе пробега по Неве от центра Санкт-Петербурга до Усть-Ижоры, организованного прошлой осенью спортивным клубом "24 часа" по случаю закрытия сезона. Участие в подобном мероприятии было вполне объяснимо: многие технические решения, воплощенные в новой лодке, были продиктованы условиями известного водно-моторного марафона - чемпионата мира по гонкам на выносливость "24 часа Санкт-Петербурга", участие в котором принимал тот самый образец, что был предоставлен на тест.

Дебют новинки состоялся в ходе прошлогодней петербургской бот-шоу. Знатоки сразу припомнили, что РИБ с таким же названием, но только с индексом "430" уже проходил испытания на редакционной "мерной миле" (см. № 185). Однако, как выяснилось, "Буревестник-530" представляет собой не просто увеличенный вариант предыдущей модели - это совсем другая лодка, и главное отличие таится ниже ватерлинии. Обводы "пятьсот тридцатого", в чем-то сохранившие опробованные на его предшественнике решения, отличает прежде всего наличие поперечного редана - характерного атрибута современных лодок спортивной направленности. Надо сказать, что уже при первом знакомстве новый РИБ с блеском подтвердил свою скоростную сущность во время гонок на приз "КиЯ", традиционно проводящихся в рамках питерской бот-шоу, и уверенно занял первое место в свободном классе, оставив за кормой конкурентов с более мощными моторами. Завидную прыть проявил "пятьсот тридцатый" также в ходе главного спортивного события сезона - 24-часовых гонок вокруг Петропавловской крепости, и только проблемы с мотором не позволили ему добраться до финиша. Увы, с нынешнего года доступ на эти гонки "Буревестнику-530" закрыт: правила Международного водно-моторного союза (UIM), под эгидой которого проводится встреча, категорически запрещают поперечные реданы и вообще любые элементы обводов, способствующие подаче воздуха под днище. Однако на директивах заморских командиров для "Буревестника" свет клином не сошелся. Жизнь продолжается - в том-то и главная прелесть любого РИБа, что при любой изначальной специализации он все равно остается лодкой универсальной, пригодной и для забав, и для тяжелой работы.

РИБ ИЛИ НЕ РИБ?

Те, кто не знает о сложных обводах с поперечным реданом, со стороны вполне могут принять "Буревестник-530" за обычную разборную надувнушку. Силуэт у него и впрямь куда более "стройный" и легкий на вид, чем, скажем, у того же "Мустанга-540" (см. № 173), одного из наиболее распространенных отечественных РИБов, приходящегося ему практически полным одноклассником. Из-за относительно небольшого подъема носовой части стороннему взгляду открыт в основном надувной баллон, да и оборудование кокпита не отличается массивностью.

При почти той же, что и у "Мустанга", наибольшей длине "Буревестник" имеет совсем иную планировку, близкую к автомобильной: место водителя располагается практически на миделе, а не в корме, и снабжено отдельным мягким креслом с боковой поддержкой. Такое же поворотное кресло для пассажира слева немного смещено вперед - очевидно, это сделано для того, чтобы увеличить ширину прохода, хотя и в этом случае приходится буквально протискиваться между сиденьями, чтобы попасть в нос.

Компактная обтекаемая консоль полностью заимствована у предыдущей модели и несет в основном "рулевые" функции, хотя заодно с ней отформовано дополнительное сиденьице, под которым скрывается небольшой рундучок. Крышка кормового рундука тоже служит пассажирским сиденьем, на котором по принципу "в тесноте, да не в обиде" можно устроиться даже втроем - несмотря на внешнюю компактность, "Буревестник" шире "Мустанга" почти на 10 см. В кормовом отсеке во время испытаний были установлены переносные топливные баки (стационарный 70-литровый бак в районе миделя мы решили не задействовать), но при этом оставалось достаточно места и для прочей поклажи, которой не противопоказаны бензиновые пары и соседство аккумулятора. Треугольный носовой рундук тоже пригоден на роль дополнительного сиденья, хотя, как показывает опыт, здесь наименее комфортно, особенно в волну.

Кокпит, хоть и просторный по площади, все же не выглядит особо объемистым - во многом по той причине, что пайол расположен достаточно высоко. В этом есть и определенный плюс: забортная вода не поступает в кокпит через отливные шпигаты даже при полной нагрузке, чем грешил упомянутый "Мустанг". Кроме того, "пол" здесь сплошной и гладкий - вода (к примеру, дождевая) без помех скатывается к корме и удаляется наружу. В общем, даже при длительной стоянке вполне можно обойтись без тента - в отличие, к примеру, от еще одного одноклассника, РИБа "Спрут-540" (см. № 181), объемистая носовая часть кокпита которого образует собирающую воду "ванну", требующую использования отливной помпы. Поблизости от пассажирских мест на баллон наклеены поручни (применены стандартные ручки для переноски), что для скоростной лодки абсолютно необходимо.

тест лодки Буревестник 530h

Конструкцией предусмотрен также мягкий леер на верхней части баллона, но на предоставленную для теста лодку - бывшую гоночную - он установлен не был.

СОЗДАВАЯ ВЕТЕР

Среди желающих закрыть сезон на невской воде оказалось несколько "безлошадных" членов клуба, поэтому на старт пробега "Буревестник" вышел с четырьмя седоками на борту, а на обратном пути из Усть-Ижоры к нам подсадили еще и пятого. Перед нагрузкой "спортсмен" не спасовал - мы стабильно держались во главе лодочной кавалькады, и пару раз были вынуждены останавливаться, чтобы подождать отставших. С "легким" алюминиевым винтом шагом 13 дюймов максимальная скорость с учетом влияния течения составила 64 и 61 км/ч с нагрузкой 4 и 5 чел. соответственно. Расположение места водителя ближе к миделю, прямо над поперечным реданом, намекало на изначальную кормовую центровку, однако даже с двумя довольно увесистыми пассажирами на заднем сиденье кормовой дифферент при выходе на глиссирование оказался более чем умеренным, а на ходу с целью достижения максимальной скорости пришлось основательно откинуть мотор триммером.

тест-драйв Буревестник 530hl

Поскольку мероприятие проводилось поздней осенью, было очень холодно. Больше всех повезло конструктору "Буревестника" Александру Филиппову, который догадался захватить с собой гоночный шлем с закрывающимся забралом - пронизывающий ветер его мало беспокоил. А вот остальным изрядно досталось. Водитель большей частью управлял лодкой, согнувшись за консолью и чуть ли не упираясь носом в "баранку", что со стороны смотрелось, наверное, довольно забавно. Но иначе встречный напор воздуха резал по глазам, словно ножом - небольшое ветровое стекло наподобие мотоциклетного щитка здесь было бы очень кстати (создатели лодки нас уверили, что на серийных лодках такая ветровая защита уже предусмотрена).

Присоединившийся к нам на обратном пути пятый член экипажа поначалу устроился на ковшеобразном сиденьице перед консолью, но вскоре, основательно промерзнув, перебрался назад, что оказалось только к лучшему - водитель вновь обрел свободный обзор по курсу (маячившая впереди голова мешала высматривать топляки, которыми столь богат невский фарватер), а скорость за счет более выгодной центровки выросла примерно на 2 км/ч.

По волне высотой 0.3-0.4 м лодка идет мягко, без ударов и прыжков - и это при том, что 19-градусную килеватость на транце не назовешь запредельной. Очевидно, свое действие оказывает и "воздушная подушка", образуемая при ходе поперечным реданом.

Понравилось, что в инструкции по эксплуатации погодные ограничения указаны "по-честному" и с большим запасом - на деле "Буревестник" уверенно чувствует себя и на более высокой волне, чем приведенная в технических данных полуметровая, однако ответственность за возможные последствия при этом несет рулевой, а не фирма-производитель. Один из нас в одиночку пару раз прошелся на скорости около 70 км/ч поперек крутой кильватерной волны высотой более метра, разведенной трудягой-буксиром. Естественно, без прыжков, полностью обнажавших винт, при этом не обошлось, но и "взлет", и "приводнение" не сопровождались пугающими жесткими ударами.

Устойчивость на курсе хороша. Единственно, при движении вдоль кильватерного следа от идущей впереди лодки "Буревестник" стремится "съехать" в ложбину между гребнями, словно автомобиль, угодивший в обледеневшую колею, что требует дополнительной работы штурвалом. На циркуляции лодка уверенно держит траекторию, и любые попытки сорвать корпус в боковое скольжение окончились ничем - даже с минимальной нагрузкой.

Максимальная скорость (73 км/ч) с нагрузкой 2 чел. была достигнута с 17-дюймовым алюминиевым винтом, но испробовали мы и "экспериментальный" вариант, установив 21-дюймовый стальной "Ballistic" с подрезанными по боковым кромкам лопастями (по нашим прикидкам, получившиеся его характеристики должны были соответствовать "нормальному" винту шагом примерно 19 дюймов). Результаты оказались в чем-то неожиданными - более "тяжелый" винт действительно не позволил мотору добрать около 500 об/мин на полном газу, отчего максимальная скорость оказалась чуть ниже, но приемистость, столь ценимая на кольцевых гонках, словно опровергая все теоретические выкладки, оказалась при этом на порядок лучше.

испытание RIBs лодки Буревестник 530h
схематический вид лодки Буревестник 530hl сверху

вид Буревестник 530 hl сбоку

РЕЗЮМЕ

Лодка для тех, кто на первое место в числе характеристик ставит скорость. Именно этой цели подчинена конструкция "Буревестника-530" - прежде всего спортивные обводы с поперечным реданом, нечасто встречающимся на потребительских лодках. Однако создателям этой "гоночной машины" удалось полностью сохранить такие присущие всем РИБам качества, как безопасность и грузоподъемность. К недостаткам "Буревестника" можно отнести некоторую тесноту в кокпите - при использовании его, например, для рыбалки (оптимальный экипаж при этом, на наш взгляд - 2-3 чел.) вполне можно обойтись без отдельного пассажирского кресла, что заметно увеличит оперативный простор.

Модель лодки

B-530HL

Длина наибольшая

5.30 м

Ширина наибольшая, м

2.20 м

Диаметр баллона, м:

в носу

0.4

в корме

0.5

Кол-во отсеков баллона

5

Вес, кг

в стандартной комплектации

270

в максимальной комплектации

300

Килеватость на транце, град.

19

Грузоподъемность

1000 кг

Пассажировместимость, чел.

9

Мощность мотора

максимальная

90 л.с

рекомендуемая

70 л.с.

Разрешенная высота волны, м

0.5

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ

(нагрузка - 2 чел. плюс 25 л топлива, ПМ - двухтактный "Selva 80", скорость ветра - 2-3 м/с, высота волны - 0.1-0.2 м, темп. воздуха - 3°С, место испытаний - р. Большая Невка, Санкт-Петербург*)

об/мин

Скорость, уз (км/ч) с различн. ГВ
алюм. шагом 17 дюймовстальной шагом 21 дюйм**
10003.3 (6.1)3.2 (6.0)
15004.6 (8.5)5.3 (9.8)
20005.8 (10.5)9.5 (17.5)
25009.9 (18.3)15.1 (28.0)
300016.3 (30.2)19.5 (36.0)
350020.5 (38.0)25.1 (46.5)
400024.9 (46.1)19.2 (54.0)
450029.2 (54.0)36.3 (67.2)
500033.7 (62.3)38.1 (70.5)
550039.4 (72.8)-
  • * Основные испытания без пошаговых измерений скорости проводились на маршруте Санкт-Петербург-Усть-Ижора- Санкт-Петербург (р. Большая Нева) общей протяженностью около 60 км.
  • ** "Ballistic" с самостоятельно уменьшенной площадью лопастей. Результаты приводятся только для общего сведения.
 

Источник: Журнал "Катера и Яхты" №189 :
Автор: А. Лисочкин / Date : 04-Jul-2005

 
©2007 Мневка.ру, продажа лодок Мнев

Главная

Каталог лодок

Лодочные моторы

Прайс-лист

Статьи

Контакты

    ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru