Консультации по телефону: +7 (911) 920-63-40
ЛОДКИОсновные характеристики предоставленных на тест надувных мотолодок (по данным фирм-производителей): НА БЕРЕГУ
Контрольное взвешивание при помощи динамометра показало, что весовые характеристики лодок практически не отличаются от заявленных: самым легким оказался "Фрегат-300" (33 кг без весел), самым тяжелым - пакет с "Командором" (74 кг). Правда, следует отметить, что такой вес "Командора" определяется не только его размерами, но и более плотным, а соответственно, и более прочным материалом (см. таблицу). Легче всего оказалось управиться с разложенным в два пакета 37-килограммовым "Кайманом".
Для чистоты эксперимента решили собирать все лодки вдвоем одним и тем же составом. Сборка "Каймана" заняла у нас 29 мин 30 с. Очень понравилось, что секции пайола пронумерованы, поэтому ломать голову не пришлось. Больше всего мы провозились со стрингерами, которые упорно не желали вставать на свои места - скорее всего, по причине незнания нами маленьких хитростей, полезных при их установке. Безукоризненно вел себя надувной киль, с которым на подобных надувных лодках, как правило, больше всего проблем. Расправлять его перед установкой пайола не было нужды - в сдутом состоянии он абсолютно плоский (сгибы при этом словно проглажены утюгом до образования "стрелок"), благодаря чему клапан располагался точно по центру отверстия в пайоле и во время сборки, и после накачивания. С "Фрегатом-300" дело пошло быстрей - 23 мин 40 с. Жесткий пайол здесь выполнен в виде цельной "гармошки", а стрингеров нет вовсе. Достаточно споро справились мы и с "триста двадцатым" - ровно 23 мин., несмотря на нетрадиционную конструкцию пайола. Здесь тоже нет привычных стрингеров - роль элемента продольной жесткости возложена на набор направляющих, которые соединяют секции пайола посредством замков типа "ласточкин хвост". Таким образом, собранный пайол обретает нечто вроде плоского дополнительного киля. Несмотря на внешнюю сложность конструкции, справились мы с ней довольно быстро, хотя усилия к "домику" на складной передней секции пришлось приложить немалые. Больше всего времени ушло на сборку "Командора", имеющего традиционную, как у "Каймана", конструкцию с раздельными секциями пайола и кормовыми стрингерами - 45 мин. Причин тому было несколько. Во-первых, пазы секций пайола имеют прямоугольное сечение, из-за чего состыковать конек сборочного "домика" и прожать его вниз нелегко - даже несмотря на то, что пазы пластиковые, а не алюминиевые, как на "Каймане" (на мневской лодке вставляющиеся в пазы ответные части скруглены, что заметно облегчает выпрямление пайола). Во-вторых, туговато встают на место стрингеры. Но больше всего проблем доставил надувной киль, который упорно уезжал куда-то вбок, из-за чего пришлось разбирать с таким трудом собранный пайол и расправлять киль, укладывая его посередине лодки. Клапана и насосы. Приведенные выше показатели времени сборки включали полное приведение лодки в "боевое" состояние, включая установку весел. И немало времени, как вы догадываетесь, заняла накачка баллонов.
Помпа-"лягушка" - простая, казалось бы, вещь, но и здесь есть над чем поработать конструкторам. Приз симпатий тестовой группы завоевал итальянский насос "Каймана", удачно сочетающий в себе высокую производительность и небольшие усилия, необходимые для накачивания лодки, и снабженный к тому же множеством адаптеров под все мыслимые виды клапанов. А вот помпы "Фрегатов" нас несколько разочаровали. Объем камеры у них явно больше, чем у пятилитрового итальянского собрата, однако ощутимого роста производительности не ощущается, а усилия заметно выше - действовать приходится короткими толчками-ударами, после каждого из которых насос забирает воздух не столь охотно, как хотелось бы. На суше это еще так-сяк, но вот при необходимости подкачать лодку на воде такие усилия могут показаться излишними. Кроме того, жесткие армированные шланги "фрегатовских" насосов имеют свойство перекручиваться, что еще больше увеличивает сопротивление. Кстати, схема расположения клапанов на всех тестируемых лодках вполне удачна, и в случае чего подобраться к любому из них на воде можно без проблем. Одинаковым оказалось у всех лодок и количество независимых надувных секций корпуса - три плюс киль, так что за непотопляемость в случае даже очень серьезных повреждений можно было не опасаться. Дизайн и оборудование. Когда собранные лодки выстроились у берега, мы окинули их критическим взором. Все они были по-своему красивы. "Кайман" был решен в традиционной мневской красно-серой гамме и радовал глаз обилием литой фурнитуры, которая придавала ему наиболее "фирменный" вид. Правда, при переноске выяснилось, что в корме у него нет ни единой ручки, хотя шарнирная носовая, из серой же пластмассы, являла собой настоящий шедевр. Несмотря на довольно простенькие крепления тросовых обвязок и ручки из ранцевой ленты, очень нарядно смотрелся серебристый "Фрегат-300" - особенно когда на него навесили серебристый же "Тохатсу". Притягивал взгляд и мрачноватый, казалось бы, "Командор", угольно-черные борта которого удачно контрастировали с ярким "привальником" и алыми кормовыми конусами баллонов. Наиболее неброско на общем фоне выглядел "Фрегат-320", своей салатной окраской вызывая в памяти образы старых добрых резиновых "Нырков". Однако многие охотники и рыболовы наверняка остановят свои взоры именно на такой неприметной расцветке. Кстати, во время сборки "триста двадцатого" нас ждал небольшой, но приятный сюрприз. Вместе с прочими деталями из упаковочного пакета выпала объемистая сумка-багажник, которую следовало закрепить на ремнях в носу. Мягкий багажник поменьше обнаружился и под одной из банок. Мы тут же убрали в них помпы и всякую мелочевку, собранную с остальных лодок. На всех лодках, кроме "Каймана", банки можно поставить только в строго отведенные места, при этом упругие крепежные пластины банок заводятся за ременные петли внутри кокпита. На обоих "Фрегатах" шкертики, которыми инструкция советует дополнительно зафиксировать банки, явно ненадежны на вид - хотелось бы видеть на их месте шнур как минимум втрое толще. Кстати, потом банки мы нередко снимали - например, во время рыбалки. Освободившимся петлям внутри кокпита быстро нашлось применение, на которое конструкторы вряд ли рассчитывали - на одной из них уютно и надежно пристроились сотовый телефон и портативная рация, снабженные поясными клипсами. Очень удобно - и под рукой, и вызов слышно даже сквозь рев мотора. Наиболее практичной показалась нам система крепления банок на продольных направляющих (по принципу ликтрос-ликпаз), позволяющая установить банки в любое удобное положение по длине - как это сделано на "Каймане". Особенно это было полезно при выходах в одиночку - после сдвигания водительской банки ближе к носу "Кайман", и так неплохо выходивший на глиссирование, буквально выстреливал с места. При осмотре лодок со стороны днища - еще один сюрприз фирмы "Фрегат". Помните, в свое время было модно нашивать на локти твидовых пиджаков кожаные заплаты? Нечто подобное мы углядели и на кормовых оконечностях баллонов "трехсотки". Как и у портных (пока они не превратили необходимость в моду), цель наверняка преследовалась исключительно практическая - защитить от истирания наиболее уязвимые участки, и те, кому часто приходилось в одиночку вытаскивать на берег надувнушку с мотором на транце, наверняка по достоинству оценит это нововведение. Несколько иначе защищена от губительного действия песка и мелей "триста двадцатая" - страховочные полосы пущены здесь по всей длине бортовых баллонов. Обводы. Посмотрев на каждую из лодок снизу, мы не удержались от того, чтобы хотя бы приблизительно не оценить их обводы. Казалось бы, традиционная U-образная схема с надувным килем и жестким пайолом особого творческого простора конструкторам не оставляет. Ан нет - внимательному глазу здесь было на что посмотреть, чтобы оценить потом конструкторские решения на ходу. Взять хотя бы "одноклассников" - "Фрегат-300" и "Кайман". Мневская лодка отличалась заметным подъемом баллона в носу, что в сочетании с надувным килем образует более острые и килеватые носовые обводы. Особняком стоял и "Фрегат-320" - во-первых, имеющий наиболее прямоугольную в плане форму, а во-вторых, сохраняющий высокую килеватость днища вплоть до самого транца. У остальных лодок она сходила к транцу практически на нет - у "Фрегата-300", например, килеватость на транце составляет 50. Весла. Хоть на моторной лодке весла являются движителем вспомогательным, пользоваться ими приходится довольно часто, а в случае, скажем, отказа мотора добраться до берега можно только с их помощью. К счастью, крепление весел на резиновых "ушах", выполняющих роль уключин, отходит в прошлое - все лодки были оборудованы веслами с нормальными шарнирными уключинами.
Более удобной и надежной представляется нам конструкция весел "Каймана" и "Командора". Во-первых, весла здесь разборные, что позволяет убрать их в те же пакеты, что и сами лодки, а во-вторых, штоки уключин, шарнирно укрепленные на бортах, снабжены страхующими весла фигурными гайками. В походном положении весла дополнительно фиксируются на бортах при помощи упругих вилок и легко переводятся в положение для гребли и обратно. Переноска. Эту операцию с транспортабельной лодкой тоже приходится проделывать нередко. Носовыми ручками были оборудованы все испытанные нами лодки. Кормовые отсутствовали только на "Каймане", отчего лодку можно было приподнять либо за транец, либо за ногу мотора (судя по требованиям инструкций, производители подвесников категорически против такого способа переноски!). Использовать для этой цели бортовые леера оказалось неудобно - центр тяжести располагается при этом не самым удачным образом, да и трос ощутимо впивается в руки. На обоих "Фрегатах" кормовые ручки располагались на внутренних сторонах оконечностей баллонов, поэтому с переноской лодки легко справиться вдвоем. Более тяжелый и крупный "Командор" на переноску с установленным мотором вдвоем, как видно, изначально не рассчитан - кормовые ручки у него укреплены снаружи. Литая металлическая ручка, шарнирно установленная в носу "Командора", снабжена и буксирным рымом, а еще два металлических рыма дополнительно установлены по бортам. Правда, как продемонстрировали буксировочные испытания, вполне надежными оказались и простенькие ручки "Фрегатов" (усиленные прочным шнуром), и шикарная пластмассовая носовая ручка "Каймана". НА ВОДЕ
Под мотором. Большинство полученных в ходе испытаний результатов представлены в виде таблиц и графиков, здесь же приводим только некоторые комментарии. На всех лодках были произведены замеры максимальной скорости с нагрузкой в один, два и три человека, при этом для чистоты эксперимента каждый раз использовался один и тот же мотор - Mercury 9.9, а скорость замерялась при помощи навигатора GPS за два заезда в противоположные стороны, чтобы компенсировать влияние ветра и течения. Кроме того, мы замерили сопротивление каждой из лодок без мотора на различных скоростях с разной нагрузкой, по очереди буксируя их за "Автоботом" с тем же "Меркури" и снимая показания динамометра, установленного на буксирном конце. С нагрузкой в 1-2 чел. "Кайман" и "Фрегат-300" продемонстрировали практически одинаковые показатели, но при появлении на борту третьего пассажира "Фрегат" заметно отстал - носовая часть стала активно замываться, в то время как у "Каймана" с его приподнятым носом брызги по прежнему летели в корму от миделя. Правда, во время буксировочных пробегов вывести "Кайман" с двумя испытателями на борту на глиссирование уже не удалось - сказалась меньшая смоченная поверхность днища. Достаточно высокие и стабильные скоростные показатели с подвесником 9.9 л.с. продемонстировал и относительно крупный и тяжелый "Командор", хотя изначально лодка рассчитана на более мощный мотор - до 25 л.с. "Фрегат-320" совершенно неожиданно проявил неприятную рыскливость на максимальном ходу с одним водителем - у нас возникла версия, что на мягких плоскостях его килеватого днища образуются поперечные волны, которые попадают на разных половинах в противофазу, хотя в ходе буксировки это явление практически не отмечалось. "Триста двадцатый" оказался и наиболее чувствительным к центровке - пересадив пассажиров ближе к корме, максимальную скорость с экипажем из трех человек удалось поднять более чем на 5 км/ч! А вот "Командор", продемонстрировавший под мотором неплохую устойчивость на курсе, на буксире дико мотался из стороны в сторону, и из-за рывков на тросе нам удалось снять лишь "вилку" показателей.
В повороте. Здесь наиболее достойно - небольшой внутренний крен и полное отсутствие боковых проскальзываний - проявили себя "Кайман" и "Командор", хотя последний иногда грешил подхватом воздуха гребным винтом при резкой смене курса (не исключено, что при разрешенном 25-сильном моторе этот эффект может и не проявиться). У "Фрегата-300", который поворачивает более плоско, "блинчиком", корма порой срывается в занос, да и усидеть в лодке из-за не столь выраженного крена сложней. А вот на "триста двадцатом" нам пришлось столкнуться с проблемами из области эргономики. Во-первых, конфигурация подмоторного выреза в транце такова, что при правом повороте в него упирается поддон мотора, отчего особо крутой вираж уже не заложишь. Во-вторых, помехой для нормального управления оказалась и водительская банка, о которую то и дело задевает румпель - если только не держать его в приподнятом положении. Это, увы, временами может быть попросту небезопасно. Хотя не будь этих досадных мелочей, само по себе поведение лодки в повороте могло быть не хуже, чем у того же "Каймана". Результаты скоростных испытаний лодок с различной нагрузкой и лодочным мотором Меркури 9.9 Мореходность. Инструкция к "Кайману" разрешает его эксплуатацию при высоте волны до 0.6 м и удалении от берега до 2 км (правда, это цифры даются как рекомендуемые), требования фрегатовских паспортов строже - 0.25 м и 250 м соответственно. Руководство "Командора" разрешает эксплуатацию лодок при высоте волны до 2 метров, силе ветра до 6 баллов (11м/с), каких-либо ограничений и рекомендаций по удалению от берега нет. В течение всего времени испытаний Вуокса в основном радовала нас практически штилевой погодой, но в один из дней по-настоящему раздуло, и на просторе соседнего плеса разгулялась волна - короткая, "злая", типично озерная, высотой 0.3-0.4 м. На всех лодках при этом можно было поддерживать максимальную скорость, хотя наиболее комфортно мы чувствовали себя при этом на борту "Каймана" с его острыми приподнятыми носовыми обводами и "Фрегата-320", которому наконец-то удалось оправдать свою килеватую натуру - тряска здесь ощущалась меньше всего. Рыбалка. Как и ожидалось, рыболовы остановили свой выбор на наиболее крупных лодках - "Командоре" и "М-320". Кстати, на взгляд участников теста, пространства во "Фрегате" немногим меньше, чем в более крупном "Командоре", даже несмотря на наличие носового багажника. Наиболее "прямоугольный" в плане, он представляет собой остойчивую и просторную платформу, которую по достоинству оценили мастера спиннинга, и повышенная килеватость тому не помеха. Разборка и упаковка. К сожалению, лаконичные инструкции лодок об особенностях этого процесса умалчивают, хотя, скажем, схемы укладки очень бы не помешали - то, что перед упаковкой в сумки борта лодок нужно завернуть внутрь, мы выяснили только экспериментальным путем, когда первая из разобранных лодок оказалась шире пакета, в который мы пытались ее впихнуть.
Цены. Наиболее высокую цену за "метр живой длины" придется выложить за фактически импортный "Корсар-Командор" (если брать за основу вес, пропорция получится иная). Ненамного отстает от него и мневский "Кайман" - очевидно, по причине множества столь приглянувшихся нам заморских "фенечек" (литой фурнитуры, ручек, клапанов, насоса и т.п.). "Фрегаты" устроены попроще, но и цена их существенно ниже: они стоят на треть меньше, чем "Кайман" и почти вдвое дешевле "Командора". Журнал 'Катера и Яхты', На мерной миле "КиЯ" Какие были использованы лодочные моторы |
©2007 Мневка.ру, продажа лодок Мнев | Главная |
Лодочные моторы |
Прайс-лист |
Статьи |
Контакты |