АНАЛИЗ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ МОЩНОСТЬЮ ОТ 50 ДО 150 Л.С.
60-75 Л.С. ДВУХТАКТНЫЕ
Сразу следует сказать, что двигатели в этом мощностном ряду уже представляют собой механизмы, напичканные довольно сложными системами управления и сигнализации работы двигателя. На некоторых новинках этого сезона мы остановимся подробнее.
Как видим из таблицы, у Tohatsu и Yamaha двигатели 60/70 л.с. отличаются настройками систем питания и зажигания. А у Mercury 60-ка ещё идёт в корпусе двигателей мощностью 40-50 л.с. Получается, что 60-ка - это "выжатая" сороковка!.. Довольно существенный разрыв по мощности при одинаковом объёме.
У Yamaha наблюдаем практически такую же картину, только 70-сильный двигатель - это "зажатая" до конца "пятидесятка". Эти решения интересны с точки зрения компактности двигателя и его веса, но, если иметь ввиду общий ресурс, а также крутящий момент, на одинаковых оборотах возникает вопрос.
Следует отметить, что в списке этих мощностей нет Johnson. По непонятным причинам Johnson-70 был снят с производства в прошлом году. Хотя, скажем, на территории Украины двигатель был очень популярным и показал себя только с лучших сторон.
Представлена и новинка этого сезона от Evinrude. Новая серия моторов Е-ТЕС не требует никакого технического обслуживания в течение первых 3-х лет, или 300 часов нормальной эксплуатации! Двигатели нового поколения используют, по информации завода-изготовителя, на 50% меньше масла, чем двухтактные моторы с инжекторным питанием, и на 75% меньше, чем обычные карбюраторные версии. Evinrude Е-ТЕС также использует эксклюзивную конструкцию низкого трения. Нет ремней, зубчатых деталей, кулачков и механических масляных насосов.
Моторы Е-ТЕС ещё не были заявлены в Украине. Планируется, что моторы, носящие имя человека, в 1907 году придумавшего и воплотившего в жизнь идею подвесного лодочного двигателя, появятся к концу 2004 года.
В таблице "семидесяток" в нелучшую сторону отличился Tohatsu TLDI. Это объясняется тем, что данный мотор идёт в одинаковом корпусе уже со следующей весовой категорией моторов - 90-сильными двигателями. TLDI-двигатель отблагодарит своего счастливого владельца потрясающей приёмистостью и экономичностью. Напомним, что эти моторы на определённых режимах работы более экономичны, даже чем 4-тактные. Все двигатели Tohatsu имеют цинковое покрытие внутренних полостей системы охлаждения для повышения антикоррозионной стойкости.
Стоит отметить, что двигатели в этой мощности на 95% поставляются в комплектации под дистанционное управление. Только очень неискушённые люди отваживаются на покупку такого двигателя с ручным управлением. Представьте себе размеры и вес механизма, который нужно достать из транспорта и установить на транец лодки. Хотя, с другой стороны, некоторые профессиональные организации нуждаются в таких комплектах (если необходима большая надувная лодка и мощный мотор). Но такие комплекты приобретаются крайне редко.
Моторы имеют мощные генераторы, обеспечивающие зарядку аккумуляторных батарей, также комплектуются системой электрогидропривода наклона двигателя и соответствующим индикатором. Только при покупке Mercury и Yamaha вам придётся приобретать индикатор наклона двигателя (а также все провода и датчики к нему) отдельно.
Главной проблемой остаётся правильный выбор комплектующих нужной модификации. Тахометр (со всеми соединительными проводами) также не идёт в комплекте с мотором. Все остальные бренды комплектуют свой двигатель следующим оборудованием:
ручка ДУ с модульной проводкой к двигателю;
тахометр;
индикатор тримма;
аккумуляторный кабель;
рулевая тяга;
бак 25 л со шлангом;
винт.
60-75 Л.С. ЧЕТЫРЁХТАКТНЫЕ
В этом мощностном ряду представленные модели не имеют большого разнообразия на рынке Украины.
модель
объём
колич. цил.
max обороты
вес (кг)
генератор
Yamaha 60 A
996
4 Line
6000
113
10 A
Suzuki DF 60 TL
1298
4 Line
5300
163
25 A
Suzuki 70 TL
1298
4 Line
5800
163
25 A
Mercury 60 ELPT EFI
995
4 Line
6000
112
20 A
Mercury 75 ELPT
1596
4 Line
5500
175
20 A
Johnson 60/70 PL4
1298
4 Line
5300-5800
163
25 A
Таблица показывает: Mercury полностью повторяет Yamahа. Mercury также выпускает (совместно с карбюраторной версией) двигатель Mercury 60 EFI с инжекторной системой питания. Стоит отметить двигатель Mercury 75, а также Suzuki-Johnson, которые имеют два распредвала и, соответственно, 4 клапана на цилиндр, что положительно сказывается на экономичности и приёмистости двигателей. К сожалению, вес в этой мощности получился запредельный, что очень затрудняет установку данного двигателя на популярные на нашем рынке модели лодок.
90-115 Л.С. ДВУХТАКТНЫЕ
модель
объём
колич. цил.
max обороты
вес (кг)
генератор
Johnson 90 P
1726
4 V-60
5500
152
20 A
Mercury 90 ELPTO
1386
3 Line
5500
139
18 A
Yamaha 90 A
1140
3 Line
5500
120,5
10 A
Tohatsu 90
1267
3 Line
5850
135
11 A
Tohatsu 90 TLDI
1267
3 Line
5850
143
18,5 A
Evinrude 100 FICHT
1726
4 V-60
5750
167
60 A
Evinrude 90 ETEC
1295
3 Line
5500
138
75 A
Johnson 115 PL
1726
4 V-60
5500
152
20 A
Mercury 115/125 ELPTO
1848
4 Line
5250
158
18 A
Yamaha 115/130
1730
4 V-90
5500-6000
167
20 A
Tohatsu 120/140
1768
4 Line
5500-6000
164
27,5 A
Как видно из таблицы, эта мощность у производителей подвесных моторов крайне популярна. В данном ряду наблюдается большой разброс по объёму и весу двигателей. Johnson и Evinrude уже имеют V-образное расположение цилиндров и самый большой литраж. Evinrude и Tohatsu TLDI оснащены инжекторной системой питания.
Существует также небольшое различие в поставляемых с моторами приборах. Yamaha и Tohatsu, например, начинает комплектовать свои моторы не аналоговыми, а цифровыми приборами. Вместо двух приборов (тахометра и индикатора тримма) идёт один цифровой, совмещённый. Yamaha самая лёгкая среди конкурентов, но имеет наименьший литраж. Обратите внимание: двигатели этой мощности, как правило, не нуждаются в комплектации переносным баком, т.к. потребление топлива уже существенное. Обычно на плавсредстве устанавливается стационарный топливный бак на 70-100 литров, которых должно хватить на 3-4 часа хода полным газом.
Следует сказать, что при эксплуатации моторов такой мощности большое значение для ходовых характеристик плавсредства имеет правильный подбор гребного винта. Винт необходимо подобрать в соответствии с типоразмерами и массой, а также с учётом загрузки и манерой вождения рулевого.
Из таблицы видно: Johnson повторяет Suzuki, а Mercury - Yamahа. Эти двигатели имеют по 4 клапана на цилиндр. Мотор 70/90 сил от Honda - уже не новая модель на фоне остальных конкурентов и, в принципе, не представляет собой двигатель от Honda Civic. А двигатель 115-130 л.с. - это водоплавающий 2,3-литровый мотор, ранее применявшийся на модели Accord.
При покупке двигателя следует обязательно уточнить, что вы получите в комплекте с мотором, уплатив за него деньги. Потому что заманчивая на первый взгляд цена может очень сильно меняться после укомплектации мотора всеми необходимыми приборами и аксессуарами.
Виктор Шаров. Дата статьи: нет данных По материалам журнала Форватор.